"White gold" of Uzbekistan
часть 1 часть 2 часть 3 часть 4
АРАЛЬСКАЯ ПУСТЫНЯ
Хлопководство – не только одно из ведущих направлений народного хозяйства, но и большая проблема Узбекистана. Каракумский канал был построен еще при Сталине, – именно тогда Узбекистан превратился в хлопковую державу. Идея превращения пустыни в аграрные земли обернулась экологической катастрофой. Для орошения влаголюбивого растения использовались воды Амударьи и Сырдарьи – основных рек, питающих Аральское море. Всего 50 лет назад оно считалось четвертым по размеру внутренним морем на Земле. Его площадь составляла более 68 тыс. км2. С тех пор оно потеряло 80% объема и две трети от своей первоначальной площади. Большинство видов рыб погибло от резко изменившегося уровня солености и пестицидов, которые попадали в Арал вместе с речной водой. Теперь в этом регионе многие болеют раком, страдают заболеваниями дыхательных путей, дети здесь рождаются с генетическими дефектами. Когда-то четвертое по величине озеро в мире, Аральское море стало Аральской пустыней – величайшей экологической бедой современности.
Это, кстати, одна из причин принятия в октябре 2011 года Комиссией Европейского парламента решения не продлевать договор на поставку текстиля из Узбекистана. Комиссия объявила, что «производство хлопка в Узбекистане в период с 1999 по 2008 года не соответствовало экологическим стандартам, а неэффективное орошение и использование водных ресурсов в значительной степени привело к осушению Аральского моря».
Узбекистан ищет пути решения экологической проблемы. Ислам Каримов сделал охрану окружающей среды одним из приоритетов и содействовал назначению 15 депутатов, ответственных за этот вопрос.
Ежегодно в Ташкенте проходит Международная узбекская хлопковая и текстильная ярмарка, на которую съезжаются представители закупщиков из 40 стран мира. На мероприятии заключаются контракты на закупку сотен тысяч тонн узбекского хлопкового волокна, а общая сумма заключенных на ярмарке договоров приближается к миллиарду долларов США. Это очень хороший объем для того, чтобы частные инвесторы проявили интерес к этому рынку и в корне поменяли его формат. Вывести на поля вместо учителей современные комбайны. Интерес к узбекскому хлопку существует. Осталось только открыть рынок.
Есть вероятность, что хлопководство так навсегда и останется государственной монополией Узбекистана. И возможно, в этом не будет ничего плохого, если правительство страны сможет обеспечить техническое обновление, достойную оплату труда и решение экологических проблем. А может быть, рынок рано или поздно будет открыт для вливания сторонних капиталов. После смерти Ислама Каримова, правившего страной в течение более 25 лет, Узбекистан стоит на пороге больших перемен. Быть может, преемник Каримова и продолжит авторитарные методы правления своего предшественника, однако многие сейчас искренне верят, что страна в скором времени станет более свободной и открытой для мира, а в первую очередь эти изменения скажутся именно на рынке. Мы тоже будем надеяться, что в любом случае «белое золото» будет оставаться гордостью, а не проблемой Узбекистана.
Автор: Светлана Мичан
Фото: Shutterstock.com